Торговая недвижимость идет вверх

Торговая недвижимость уверенней всех восстанавливает свои позиции, пошатнувшиеся за время кризиса.

Сегодня реалии работы ТЦ существенно отличаются от того, что было еще год назад. «Краеугольный камень торговли — покупательская способность населения, рассказывает Коммерческий директор УК «Фрагра» Михаил Шутов. - Реальные денежные доходы населения  в ноябре 2010г., по сравнению с соответствующим периодом 2009г., по оценке Росстата, увеличились на 2,6%. О резком росте здесь говорить не приходится, однако, это достаточно прочный фундамент, на котором может развиваться ритейл». Так по данным специалистов УК «Фрагра» оборот ритейла за 2010 год вырос  на 5%. На рынок выходят  новые западные марки, уже известные торговые операторы продолжают экспансию. «Сегодня торговые центры (особенно в Москве) стабильно заполнены, - продолжает г-н Шутов. - Те немногие ТЦ, которые вышли за этот год на рынок, открывались со стабильно высокой долей заполняемости (10% вакантных площадей)».

Стоит отметить, что в регионах цифры несколько иные. Здесь, скорее всего, речь идет о заполняемости в 70% и здесь проблема привлечения арендаторов стоит гораздо острее.

За 2010 год цены на торговые площади выросли на 10%. Обнадеживающий фактор для собственников — сокращение ввода новых площадей. В прошлом году на рынок вышло порядка 300 тыс. кв. м. торговых площадей. В 2011 году заявлено сравнительно немного проектов (по большей части это небольшие, локальные ТЦ).

«Таким образом, спрос на торговые площади вырастет и можно прогнозировать новый виток цен, - комментирует Михаил Шутов. - Означает ли это, что рынок возвращается на исходные докризисные позиции, и мы снова увидим рынок собственника в своем худшем воплощении 2007 года? Вряд ли. Несмотря на то, что спрос продолжает расти, а предложение сокращается, потребности арендаторов существенно изменились. Конкуренция увеличивается и ритейлеры  сегодня не просто механически наращивают свое присутствие, а стремятся расширить спектр услуг, тщательно изучая спрос. Ритейлеры и девелоперы активно ищут ключи к сердцам покупателей — за последний год на рынке появились новые форматы торговли. Показательный факт — X5 открыла лабораторию изучения потребительского спроса». 

 

Источник: Арендатор.ру